С избранием в Абхазии нового президента — Рауля Хаджимба — республика берёт курс на ускоренное сближение с Россией. Бывший глава страны, Александр Анкваб, покинул свой пост 1 июня под давлением народного схода. Причинами ухода в отставку Анкваба стали как внутриэлитарные противоречия, так и недостаточная активность президента в деле интеграции с Российской Федерацией. А потому первым делом вновь избранный президент республики озаботился оживлением отношений с Москвой.
27 августа Россия и Абхазия достигли договорённости о необходимости подписания нового договора о дружбе и сотрудничестве. Планируется, что новое соглашение будет подписано до конца этого года. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, цель нового договора — «качественное повышение уровня интеграции между двумя суверенными государствами».
В новом договоре будут затронуты вопросы обороны, приграничной безопасности, правоохранительной деятельности и подтягивания Абхазии к российским стандартам медицинского обеспечения и пенсионного обслуживания. Планируется организация единого контура обороны, что, фактически, будет означать открытие общей границы и создание по аналогии с Беларусью нового союзного российско-абхазского государства. Внешний контур безопасности, проходящий по границе Абхазии с Грузией, будет, по всей видимости, контролироваться совместным контингентом пограничников.
России объективно невыгодно присоединять к себе Абхазию, впрочем, как и Южную Осетию. Республики являются однозначно дружественными и крайне зависимыми от решений Кремля, однако открытое присоединение их приведёт к дополнительному обострению отношений России с США. Кроме того, России важно «подключить» посредством железной дороги изолированную Армению, а сделать это можно двумя путями: реанимировав железнодорожную ветку через Абхазию и Грузию, или же в обход Каспийского моря по землям Ирана. Первый путь, естественно, куда предпочтительнее, однако для него требуется хотя бы сохранение отношений с Грузией в текущем состоянии «холодной войны заявлений».
Ещё один важный момент — возможная помощь данных республик Новороссии. Немаловажным, хоть и сложным для понимания в силу отсутствия в открытом доступе информации, является фактор взаимодействия непризнанных республик с ДНР и ЛНР. Южная Осетия, пожалуй, единственная республика, признавшая Луганскую народную республику. Абхазия же накануне выборов пригласила на выборы наблюдателей из ДНР. Посредством Абхазии и Южной Осетии Москва сможет оказывать поддержку Новороссии, а Западу будет нечего возразить и, тем более, некому предъявлять претензии. Ведь в таком случае помощь бунтующей Новороссии будет оказывать ближайший союзник Киева — Грузия, территориальную целостность которой признают США и ЕС, юридически отрицая существование Абхазии и Южной Осетии.
Итак, намерение подписать в новой редакции договор о дружбе между Абхазией и Южной Осетией является многоплановым актом, выгодным как России, так и новому руководству Абхазии. Процесс интеграции Абхазии идёт и теперь, после смены руководства, он даже ускорится, остальное же покажет время.
Journal information