
Присмотримся к наиболее интересным концепциям. Самое интригующее направление исследований в области геронтологии - поиск различных генов старения.
В многочисленных работах на беспозвоночных, прежде всего земляных червях-нематодах и плодовых мушках-дрозофилах, а также мышах и крысах, за последние годы был достигнут серьезный прогресс: ученым удалось идентифицировать большую группу генов, имеющих отношение к контролю продолжительности жизни (скажем, только у червей к настоящему времени таковых найдено уже более тридцати).
При помощи направленных генетических мутаций получены отдельные популяции этих животных, живущие существенно дольше "нормальных" сородичей (в самых успешных опытах с нематодами достигнут пяти-шестикратный прирост).
Однако, по признанию одного из ведущих мировых специалистов в области "червячной" геронтологии профессора Калифорнийского университета Сан-Франциско Синтии Кеньон, ни о каком универсальном гене, отвечающем в последней инстанции за регуляцию старения, судя по всему, говорить не приходится: "Эксперименты по увеличению продолжительности жизни показывают, что достигаемый кумулятивный эффект складывается из множества небольших изменений, привносимых мутациями множества различных взаимосвязанных генов".
Крайне неприятный эффект этих генетических экспериментов заключается еще и в том, что подобные направленные мутации в большинстве своем приводят к серьезным нарушениям или даже к полной потере животными способности к продолжению рода. Причем существование обратной корреляции между долголетием и плодовитостью сегодня уже можно считать почти доказанным.
Дополнительный вес этому предположению был придан в конце 90-х годов благодаря публикации результатов архивных исследований, проведенных Руди Вестендорпом из Лейденского университета (Нидерланды) и Томом Керквудом из Университета Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания).
Тщательно отфильтровав накопившиеся за несколько веков данные о продолжительности жизни различных представителей потомственной английской аристократии, Вестендорп и Керквуд пришли к выводу, что среднее количество детей у долгожительниц "голубых кровей" было существенно меньшим, чем у великосветских дам, умерших в более раннем возрасте.
Возможное объяснение этого феномена, по мнению известного американского биодемографа Джея Ольшански, лежит в самой природе эволюционного процесса: "Естественный отбор прежде всего способствует развитию тех признаков, которые положительно влияют на репродуктивные способности живых организмов, поэтому не следует ожидать от эволюции особого благоволения к специфическим генам, продлевающим им жизнь далеко за пределы репродуктивного периода".
Привет . Добавляй в друзья )

Journal information