О том, в каких отношениях с магией находится сегодня политическая элита страны, рассказывает религиовед, специалист по эзотерике Иван Буджум.
— Иван Владимирович, власть действительно неровно дышит к оккультизму?
— Если в 1990-х, при Ельцине, эзотеризм был институционализован — паранормальные явления изучались и использовались и в Минобороны, и в ФСО, и в других спецслужбах, — то после смены власти ситуация поменялась. Государственные структуры, насколько мне известно, ничем таким больше не занимаются. Но есть личная практика отдельных чиновников и политиков.
Особенно развита она в двух регионах — Бурятии и Туве. Чиновники там считают нормальным обращение к шаманам. Идут по трем поводам: за предсказаниями, энергетической подпиткой и защитой от злых влияний. Впрочем, я бы не стал выделять только чиновников: и бизнесмены это делают, и обычные люди — здесь это чуть ли не повальная практика. Это не считается чем-то предосудительным, поскольку соответствует традиционным верованиям.
— Ну а насколько дружны с эзотерикой федеральные власти?
— Конкретных личностей я называть не стану, потому что это всегда вопрос: то ли есть, то ли нет. Свечку ведь никто не держал. Тем не менее могу сказать, что у очень большого количества людей, находящихся во власти, есть конфиденты, пользующиеся эзотерическими практиками. И дающие им определенную информацию.
Приходилось даже слышать, что такого рода наперсники есть чуть ли не у каждого сотрудника Администрации Президента. Часть их, и немалая, получает информацию из таких источников — это однозначно. Сейчас это, как говорится, модно.
Насколько мне известно, к магам обращаются также за энергетической защитой. И утверждают, что это помогает. Используется ли магия для воздействия на других людей — сказать не могу. По большей части востребована именно информация. У политика никогда нет полной информации, ведь против него играют персонажи, которые целенаправленно ее скрывают. И тогда политик как существо циничное использует все источники, которые ему доступны. В том числе и эти.
Ничего нового тут в принципе нет. Это было во все времена. Даже в советскую эпоху чиновники, вплоть до уровня Политбюро, втихаря обращались к каким-то бабкам — или сами, или через жен, — пытаясь узнавать, что их ждет в будущем. Политики вообще, надо сказать, люди, крайне подверженные мистике.
— Группа риска?
— Совершенно верно. В нее также входят актеры, космонавты, полицейские, профессиональные преступники… Словом, представители тех профессий, в которых все может поменяться за минуту. Кстати, экстрасенсы, шаманы и астрологи показали себя неплохими аналитиками. Не знаю уж каким путем, но в большинстве случаев они оказываются более прозорливыми, чем, так сказать, классические эксперты. Собственно, это единственная причина, по которой к ним обращаются.
— Слышал, что некоторые чиновники, в том числе весьма и весьма высокопоставленные, носят разные интересные амулеты. Например — красную нить на запястье.
— Красная нить — очень распространенная в оккультизме вещь. Как правило, ее используют в качестве амулета для защиты от злых сил и носят на левой руке. Она может быть напоминанием о связи с гуру или привлекать какое-то событие — как исполнится, так оборвется. Да, могу подтвердить: амулеты, в том числе красные ниточки, носят довольно многие из наших чиновников. Сам это видел. Некоторые таскают какие-то совершенно чумные предметы…
— Например?
— Ну, например, магические печати, древнешумерские или сасанидские, которые, как считается, защищают владельца от негативных воздействий и дают ему власть над духами. Суеверие, конечно, но очень распространенное и живучее. В качестве амулета могут выступать и самые обычные вещи. Известно, например, что у Березовского был портфель, с которым он никогда не расставался. Портфель уже развалился, а Березовский его все таскал. Вообще, думаю, у большинства, если не у всех наших политиков, есть какой-то предмет, служащий им «источником силы». Сказка про Кощея, смерть которого на конце иглы, а та игла в яйце, спрятанном в утке, — вполне про реальную политику.
— Каким образом все это сочетается с православной идеологией, являющейся на сегодняшний день фактически государственной?
— А никак. Но эти вещи могут спокойно сосуществовать. Люди, которые сейчас стоят в церкви, затем идут к экстрасенсам или астрологам. Мне иногда кажется, что и священников они воспринимают как персонажей Хогвардса — волшебников с седой бородой. Может быть, только по этой причине их опасаются. Ну а если серьезно, то это такая амбивалентность сознания. Присущая не только чиновникам и политикам, но вообще современному человеку.
Андрей Камакин

Привет . Добавляй в друзья )

Journal information