etoonda (etoonda) wrote,
etoonda
etoonda

Сокращения по всем фронтам



Расходы государства в следующие три года снижаются как в реальном выражении (с учетом инфляции), так и в процентах к ВВП, и темпы их сокращения превышают масштабы реального снижения доходов.

Но бюджетная стабилизация, которой так дорожит Минфин, «не может быть самоцелью» в условиях, когда темпы роста российской экономики ограничены потолком в 1,5–2%, а благосостояние граждан не улучшается, констатирует в своем заключении Центр исследования экономической политики при экономическом факультете МГУ.

Российская экономика такова, что важнейшим источником развития для отраслей выступают именно траты бюджета, указывает Торгово-промышленная палата (ТПП). В предстоящем бюджете зарезервировано более 1 трлн руб., значительную часть которых планируется перераспределять на мероприятия в сфере обороны и безопасности, но лучше направлять их в реальные секторы экономики, а не только на текущие расходы, считает ТПП.



Снижение расходов затронет не только социальную сферу и направления, связанные с развитием человеческого капитала, — с этим столкнутся и военные с силовиками. Раздел «Национальная оборона», на который в этом году направят 3,3% ВВП, в 2020 году получит лишь 2,5% ВВП, а «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — 1,9% ВВП в 2020 году против 2,1% в 2017-м.

Однако если смотреть на долю оборонных расходов в бюджете, она все равно выше показателей 2013 года, отмечают в МГУ. Кроме того, расходы на военных могут вырасти благодаря последующим поправкам в бюджет, добавляют авторы заключения. Такая ситуация уже сложилась в этом году, напоминают они: в октябре правительство увеличило ассигнования на оборону на 180 млрд руб., деньги пойдут на выплату кредитов оборонных предприятий (поправки в бюджет 2017 года приняты во втором чтении).



Будут ли власти экономить на инфраструктуре?

Проект бюджета предусматривает сокращение расходов на инфраструктуру (водное хозяйство, дорожные фонды, транспорт, связь и информатика) с 1,1% ВВП в 2016–2017 годах до 0,8% в 2020-м.

Резкое снижение расходов на транспорт и заморозка номинальных трат на дороги затруднят реализацию инфраструктурных проектов и развитие транспортной отрасли, предсказывают в РАНХиГС, и это не совпадает с планами Минтранса ускорить строительство и реконструкцию федеральных дорог.



Что делать с пенсиями?

Положение российских пенсионеров ухудшится. Хотя страховые пенсии проиндексируют с 1 января 2018 года на 3,7%, а 1 февраля 2019 и 2020 годов — на 4%, в реальном выражении за три года пенсии сократятся на 1,6%, оценивает Счетная палата. Даже в 2020 году реальная пенсия будет на 5,7% ниже, чем в докризисном 2013 году, подсчитали РАНХиГС и Институт Гайдара.

Разрыв между работающими гражданами и пенсионерами будет нарастать. Зарплатный фонд будет расти быстрее, чем пенсии: в результате размер страховой пенсии сократится относительно средней зарплаты по экономике с 34,6% в 2016 году до 30,4% в 2020-м. Государство в последние годы «утратило механизмы повышения реального размера страхового пенсионного обеспечения граждан», констатирует Счетная палата. Это грозит ростом неравенства и социальной напряженности, предупреждает ВШЭ.

Прежняя пенсионная модель больше не работает, а новой не видно, пишет в своем заключении на проект бюджета Центр исследования экономической политики при экономическом факультете МГУ. Это создает «мощный источник неопределенности» как с точки зрения устойчивости бюджета, так и с точки зрения граждан. Проект бюджета предполагает, что к 2020 году накопительная часть пенсии будет заморожена уже семь лет — эти взносы вновь пойдут на текущие выплаты пенсионерам.



Растет ли нагрузка на бизнес?

Государство провозгласило принцип фискальной нейтральности, означающий неповышение нагрузки на добросовестный бизнес. Однако он не соблюдается, видят по проекту бюджета бизнес-объединения. Фискальная нагрузка увеличивается, пишет «Деловая Россия» в своем заключении на бюджет, особенно ощущается давление из-за неналоговых платежей, которые правительство так до сих пор и не кодифицировало.



Многие меры по увеличению нагрузки с бизнесом не обсуждались или не поддерживаются им, обращает внимание РСПП, власти не учитывают риски снижения прибыльности компаний, которое в конечном итоге сократит поступления от налога на прибыль в федеральный и региональные бюджеты. Среди таких мер, заложенных в бюджете начиная с 2018 года, — индексация ставок утилизационного сбора на колесный и самоходный транспорт на 15% (плюс 23,9 млрд руб. к нагрузке на бизнес в 2018 году) и введение аналогичного сбора на средства производства тяжелого машиностроения (по ставке 7% от таможенной стоимости, плюс 28,5 млрд руб. нагрузки), а также введение ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию инвестиционного машиностроения (плюс 10 млрд руб.). Все это уменьшает желание инвесторов участвовать в новых проектах в России.

Антон Фейнберг, Иван Ткачёв.

Привет . Добавляй в друзья )





Tags: экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo etoonda январь 3, 09:01 5
Buy for 2 500 tokens
Как Россия договорится с Западом, что случится с налогами и «кубышками», почему закрыли Европейский университет и режиссёра Серебренникова, кому и когда Путин передаст страну в этом интервью. Прогнозы на 2018 год и итоги 2017-го. Сатирик Михаил Жванецкий просто ждёт, когда «снизу постучат».…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments