
Гофмана советская власть очень не любила. Каким-то образом он с нею оказался в сильнейшем конфликте. И это невзирая на то, что даты жизни и смерти Гофмана такие: 1776-1822.
Не стоит удивляться тому, что его мало печатали при этой самой власти. Удивляться надо тому, что его вообще не запретили. Дело в том, что Гофман был, судя по его произведениям, антисемитом и расистом. Гофмана я когда-то читал и перечитывал многократно. И по-русски, и по-немецки. Биографию его представляю хорошо. Думаю, что мне удалось докопаться до причин такого странного отношения к нему коммунистов.
Дело в том, что Гофмана очень любил небезызвестный товарищ Карл Маркс, который, хотя и сам был еврейского происхождения, но на Гофмана зла за его антисемитизм не держал и даже очень и очень сильно похвалил его. И именно за самое антисемитское произведение, которое называется «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Разумеется, у него не было такой формулировки: хвалю за антисемитизм. Карл Маркс хвалил Гофмана за то, что тот заклеймил позором власть капиталистов. (сказка «Крошка Цахес» вполне подходит и под такое определение) и даже сам написал в подражание Гофману сказочную пьесу под названием «Мастер Кеэс». Не ищите её в собраниях сочинений К. Маркса. Вот уж что-что, а этого советская власть Марксу не простила, и само упоминание этого произведения было в Советском Союзе под запретом!
Напомню сюжет сказки. У простой и бедной крестьянки рождается уродливый карлик – необыкновенно мерзкий и тупой. Некая сердобольная фея представила себе, какая жалкая и страшная участь ожидает длинноносого и слабоумного малыша, и вставила ему в его чёрную шевелюру три волшебных красных волоска. Волоски обладали таким волшебным свойством: всё, что бы ни происходило умного или красивого рядом с этим уродцем, переносилось окружающими людьми именно на него. И вся слава доставалась только ему. И наоборот: всё, что бы ни делал пакостного этот карлик, переносилось зрителями на того человека, который оказывался ближе всех к нему. И тогда весь позор обрушивался именно на него, а не на мерзкого Карлика.
Заколдованного карлика берёт на воспитание священник (который ничего этого не знает) и даёт ему хорошее образование. Затем Цахес (так звали мерзкого уродца) выбивается в люди и становится всё более и более знаменит: ему присваивают все без исключения достижения в науке и в искусстве, ему дают ордена за подвиги, которых он никогда не делал, в него влюбляется красавица Кандида, он дорывается до вершин власти, и все трепещут перед ним.
И наконец: всё золото и все деньги таинственным образом оказывается у него во владении!!!
Как это случилось – никто понять не может.
И всё это в атмосфере непрекращающегося славословия в адрес этого уродца.
Причём всякая критика в его адрес запрещена законом, а тех, кто ею занимается, ожидает суровая кара.
В обстановке всеобщего психопатизма нордический красавец Бальтазар (тот самый, от которого ушла красавица Кандида) и его друг Фабиан только и могут сохранить благоразумие. Почему-то на них не действуют чары злобного карлика. Спасаясь от преследования за свои убеждения, они обращаются к волшебнику – Просперу Альпанусу, который объясняет им в чём дело: уродец заколдован, у него в голове – красные волшебные волоски, и эти волоски надо вырвать и тут же сжечь. А если не успеть сделать это быстро, то – быть беде!
А если успеть – тогда и всеобщее сумасшествие тут же кончится, и все тут же поймут, кто такой этот Цахес. Друзья так и делают, и правда торжествует. Все вдруг видят, что Цахес – уродец и приходят в ужас по поводу того, что ещё совсем недавно поклонялись ему.
О том, какие сюжеты из истории 20-го века напоминает нам эта сказка, можно долго говорить. Но ведь Гофман, писавший её в начале 19-го века, не мог знать, какими будут те или иные диктаторы, олигархи, ведущие телевизионных программ или создатели финансовых пирамид в следующем столетии.
А вот о менталитетах он знал уже тогда. И описал их столкновение. Наглое поведение Цахеса и простодушное, если не сказать глуповатое, поведение обитателей сказочного княжества – это столкновение менталитетов
переднеазиатского и нордического, а также во многом близкого к нему восточнобалтийского.
Latinist

Привет . Добавляй в друзья )


Journal information