24 июня Дума шестого созыва прекратит свое существование, напоследок приняв шесть десятков законов за несколько дней. Распускаясь перед осенними выборами, российский парламент оставил нас с «поправками Яровой», законами о Нацгвардии, о коллекторах и капитальном ремонте, а также со спорными послаблениями для бизнеса. 22 июня Владимир Путин произнес в Думе прощальную речь, оценив работу парламента как «достойную» и пожелав, чтобы «новый созыв продолжил работу в этом направлении». «Новая газета» разбиралась в том, что напринимали депутаты и как нам теперь с этим жить.
За свою последнюю рабочую неделю Госдума приняла во втором или третьем чтении (или в обоих сразу) более 70 законов. Поправили Уголовный, Жилищный, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы, КоАП и другие законы. Большую часть проектов депутаты одобрили во вторник, 21 июня, оптом проголосовав за все инициативы, которые обсуждались еще с начала года. Кроме нашумевших «поправок Яровой» в этом списке можно обнаружить еще несколько важных законов.
Депутат Дмитрий Гудков говорит, что такое скоростное голосование по большому количеству законопроектов в Думе случается примерно раз в три месяца: «Все идет в ускоренном режиме: на голосование отводится не 10 секунд, а три, пять секунд, без дискуссии». Самые громкие и спорные проекты оставили на последние дни и даже на вечер последней пятницы, «чтобы не было возможности отыграть назад», считает Гудков. Самыми важными из принятых документов Гудков называет пакет законов о Нацгвардии и «поправки Яровой».
«Нацгвардия — это новая армия, которая дублирует полномочия всех силовых структур, но с меньшим контролем со стороны общества. А закон Яровой — это конституционный переворот: предлагают сажать детей с 14 лет за несообщение о преступлении, за участие в массовых беспорядках, а массовыми беспорядками может быть все, что угодно. Больше нет права, государство может поступать, как считает нужным». Сам Гудков голосовал против обоих законов, но один депутат не может затормозить принятие закона, говорит парламентарий: «Поэтому нам нужна фракция: она может затягивать дискуссию, более эффективно использовать думскую трибуну».
Национальная гвардия будет создана на основе внутренних войск и будет подчиняться непосредственно президенту. Новая структура будет пресекать массовые беспорядки, терроризм и экстремизм, охранять общественный порядок и государственную границу, важные объекты и грузы, а также суды. Нацгвардия будет контролировать оборот оружия, частную охранную деятельность, к ней перейдет часть полномочий упраздненных Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Гвардейцы смогут задерживать и обыскивать людей и транспортные средства, проникать для обыска в жилые помещения, стрелять без предупреждения, если возникает угроза жизни гражданина или самого служащего гвардии. Нацгвардейцам нельзя стрелять в «женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или военнослужащего войск национальной гвардии». Нацгвардия будет наводить порядок в исправительных колониях вместо ОМОНа. О том, что значит образование силового суперведомства, подчиненного лично президенту, «Новой» ранее рассказывали Геннадий Гудков и другие эксперты.
Среди семи десятков законов, спешно принятых депутатами, есть и некоторые послабления для граждан. Например, декриминализованы побои, неуплата алиментов и мелкие кражи до 1000 рублей — ответственность за них теперь будет не уголовной, а административной.

Тем не менее сохраняется ответственность за побои, если причинен вред здоровью, а также если обвиняемый избил членов своей семьи, беременную женщину или ребенка, или дрался по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти и вражды.
Есть и целый пакет «либеральных» новшеств для бизнеса, хотя сам бизнес оценивает их скептически. За контрабанду, подделку товарных знаков, мошенничество при получении кредита, при выпуске ценных бумаг, операциях с валютой и драгоценными металлами, незаконном банкротстве, а также за уход от налогов наказанием теперь будет не уголовная, а административная ответственность — но только если преступление совершено в первый раз и если ущерб пострадавшим возмещен в двойном размере. Уходит в прошлое «статья для бизнесменов», часть 4 статьи 159, мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, однако ей на смену приходит другая: часть 5, невыполнение договорных обязательств, максимальное наказание — шесть лет лишения свободы. При этом верхняя граница наказания для разных видов мошенничества поднимается.
Яна Яковлева, председатель движения «Бизнес Солидарность», считает, что от новых законов предпринимателям стоит ждать новых проблем. «Поправки в Уголовный кодекс очень плохие для бизнеса: фактически криминализуется обычная договорная деятельность — это пункт 5 статьи 159, невыполнение договорных обязательств. Это перевод хозяйственных споров в уголовную сферу: следствие получает инструмент для вмешательства в бизнес, злоупотреблений и обвинений. Статью 159 часть 4 отменил Конституционный суд, и все думали, за что же теперь сажать предпринимателей.
Что касается увеличения порога ответственности, тораньше любого можно было посадить за три миллиона, а теперь — за пять миллионов, но и курс уехал вверх, и обороты у компаний выросли в два раза.

Плюс протаскивают ужесточение и увеличение сроков лишения свободы: где было пять лет, стало шесть. Административная ответственность вместо уголовной будет применяться, если выплачен ущерб, но по какому принципу определен размер ущерба, никто разбираться не станет, а уплатить его нужно без судебного решения».
Есть и другие небольшие изменения, например, задержанным предпринимателям разрешат встречи в СИЗО с нотариусом. Местные власти смогут устанавливать льготные ставки аренды для малого бизнеса без предварительной оценки рыночной стоимости недвижимости. Микропредприятия (меньше 15 человек персонала, меньше 120 миллионов рублей в год дохода) получат право не применять некоторые нормы трудового законодательства. Если малое или среднее предприятие впервые обвинят в административном правонарушении, вместо штрафа или обязательных работ можно будет отделаться предупреждением.
Еще среди заметных законов — введение жестких границ для работы коллекторов. Несколько громких случаев, когда коллекторы использовали для давления на должников насилие и даже поджигали дома, стимулировали дискуссию о том, что вообще делать с бизнесом по выбиванию долгов. Теперь прописаны правила: коллекторы должны быть официально зарегистрированы, выходить на связь с должником они смогут только через четыре месяца после того, как кредит просрочен.

Встречаться с должником можно не чаще раза в неделю, звонить — не чаще раза в сутки, посылать письма, текстовые и голосовые сообщения. Запрещается звонить с 22.00 до 8.00 в будние дни и с 20.00 до 9.00 в выходные.
В коллекторских агентствах нельзя будет работать людям с неснятой или непогашенной судимостью за преступления против личности, против государственной власти и общественной безопасности, а также экономические. Для того чтобы зарегистрировать коллекторскую компанию, нужно будет внести высокую пошлину: 100 тысяч рублей.
Андрей Власс, юрист, представитель Ассоциация антиколлекторов России, считает, что регулирование не спасет от беспредела коллекторов, но замечает, что сам этот бизнес приходит в упадок: выбивать уже нечего. «Этот закон придумали крупные коллекторские агентства. И те преступления коллекторов, мизерное количество которых стало известно СМИ, сыграло им на руку: видите? Это — черное, а мы будем белыми, — говорит Власс. — Я думал, что рано или поздно финансово-кредитная перестройка в стране пройдет, но теперь рэкет начинают узаконивать. Как можно было принять закон, где в принципе разрешают внесудебные методы? Гражданский кодекс и так позволяет уступку прав требования, но чтобы что-то купить, нужно доказать, что долг существует, а мы внедряем некое промежуточное звено, убирая из цепочки юриспруденцию.
В 2008 году наша Ассоциация насчитывала более 2000 коллекторских агентств, в конце прошлого года осталось менее 200, в этом вряд ли наберется больше ста, и практически все уже банкроты. Дело в том, что долги, которые им передавались, это уже то, что банки не могут выбить с помощью своих служб безопасности — а там тоже занимаются беспределом. Нам даже звонят некоторые коллекторы, спрашивают, можно ли стать антиколлектором, потому что выбивать долги уже стало невозможно».
Все, что приняла Дума за последние четыре дня, перечислить невозможно, но даже неполный список впечатляет. Кандидатам в депутаты, которых не выбрали, разрешили становиться сенаторами. Раньше такое право было только у избранных депутатов, но теперь у провалившихся на выборах лояльных политиков останется запасной шанс попасть в парламент. А вот чиновников, нарушающих закон при размещении госзаказа, ждет суровый штраф до 50 тысяч и дисквалификация до двух лет.
С 1 января 2017 года в России создается Национальная перестраховочная компания, 100% которой будут принадлежать Банку России: она будет аккумулировать 10% обязательств российских страховщиков «в целях дополнительной защиты имущественных интересов страхователей и обеспечения финансовой устойчивости страховщиков».
Досталось природоохранным территориям: теперь в заповедниках можно будет вести хозяйственную деятельность, что позволит расширить, например, горнолыжные курорты под Сочи. В водоохранных зонах морей можно будет добывать полезные ископаемые.
Кроме того, депутаты буквально за два рабочих дня уточнили понятие государственных недр, отрегулировали правила формирования фондов капитального ремонта, внутреннее судоходство, правила предоставления сельскохозяйственных земель, составление смет на строительство бюджетных объектов, безопасность гидротехнических сооружений, порядок досудебного соглашения, правила охоты в Крыму. Ввели обязательный государственный учет дронов массой от 250 граммов и обязательную сертификацию от 30 килограммов.
Севастополь объявили городом федерального значения, участникам военной операции в Сирии разрешили присваивать статус ветеранов, Новосибирскую и Кемеровскую области объединили в один часовой пояс, приняли правила проведения чемпионата мира по футболу-2018, ратифицировали соглашение с Таджикистаном об экспорте туда российской нефти. И все это — за несколько рабочих дней, с перерывом на торжественную речь президента. Теперь депутаты могут уходить на каникулы с чистой совестью — впрочем, кто как.
Анна Байдакова

Привет . Добавляй в друзья )

Journal information