Несмотря на рекордный рост промысла, наблюдавшийся в последние годы, рыба снова становится премиальным товаром, слишком дорогим для большинства россиян. Выгодно это отдельным производителям — таким как компания «Русское море» (новое название — «Русская аквакультура»). Страдают — отрасль в целом и национальный интерес.
— Рыбный промысел в России развивается очень медленно. Где искать основные причины этого застоя?
— В нашей стране, которую омывают тринадцать морей с выходами в три океана, с еще одним внутренним морем, с более чем двумя миллионами рек и двумя миллионами озер, уж чего-чего, а рыбы — вдоволь. Ни одна страна в мире не обладает таким ресурсом в своих водах — 240 промысловых видов рыбы. Это объективная реальность. Поэтому все успехи или неудачи в рыбной отрасли имеют субъективный характер. У каждой победы или поражения есть конкретное имя и фамилия.
За последние десять лет отрасль пережила взлет и падение. Скажем, с 2007 года рыбопромысловые компании наделили квотами на вылов рыбы на 10 лет по так называемому «историческому принципу». То есть если компания ловила прежде такой-то объем рыбы, то она получала этот объем на десять лет. Это дало колоссальный толчок развитию. У бизнеса появился горизонт планирования.
К 2013 году объем добычи увеличился более чем на миллион тонн — до 4,5 млн тонн. Среднедушевое потребление рыбы в стране, по данным Росстата, увеличилось с 16 кг на человека в 2007 году до 22 кг с лишним в 2013-м при рекомендуемой Минздравом норме 18–20 кг. Сальдированный финансовый результат в отрасли увеличился в этот период — внимание! — в 400 раз, с 29 млн рублей до почти 12 млрд. Среднемесячная заработная плата в отрасли возросла в 3,7 раза — до 37,1 тыс. рублей. То есть абсолютно все показатели буквально взлетели лишь на одном очень точном управленческом решении. Рост продолжался до января 2014 года.
И тут принимается, как теперь выяснилось, катастрофическое кадровое решение — профильное ведомство возглавил молодой человек без управленческого опыта, без соответствующей квалификации. Его единственным достоинством до сих пор остается то, что его отец когда-то на татами был спарринг-партнером нашего нынешнего президента. Однако выяснилось, что этого недостаточно для развития рыбохозяйственного комплекса страны. Более того, его деятельность на высоком государственном посту оказала крайне негативное влияние на отрасль. В 2014 году выловы упали, доля убыточных предприятий увеличилась с 29 до 38%, инвестиции снизились на 7%, cальдированный финансовый результат упал в 20 раз — до 0,592 млрд рублей. Заметьте, экономического спада в то время еще не наблюдалось.
Илья Шестаков — так зовут обаятельного молодого руководителя Росрыболовства — уже два года занят переделом отрасли. Ну кто в такой обстановке, когда никто не понимает, что будет через два-три года, станет инвестировать в развитие?
— Рыба входит в число продуктов питания, цены на которые за последний год выросли наиболее заметно. Это тоже следствие некомпетентного управления?
— Конечно. Мы видим очевидные провалы. Более того, мы их ощущаем на своей шкуре, вернее, на своем желудке. Рыба подорожала в разы. Селедка стала дороже мяса. Лососевые переместились в премиум-сегмент. Народ отказывается по таким ценам покупать даже горбушу. А ведь глава Росрыболовства на глазах у всей страны еще летом докладывал президенту: «Мы сейчас, можно сказать, находимся в начале лососевой путины и здесь тоже ожидаем достаточно хороших результатов. Прогноз — по сравнению с прошлым годом будет увеличение где-то на 15%, что, безусловно, даст хорошие результаты и с точки зрения ценовых параметров, потому что уже в прошлом году наши рыбаки переориентировали всю красную рыбу, которая вылавливается на Дальнем Востоке, на внутренний рынок».
Лососевая путина провалена. Из выловленного только треть отправлена на внутренний рынок. Более половины российской рыбы уплывает на экспорт — именно с этим и связано ее подорожание на внутреннем рынке. А регулятор палец о палец не ударяет, чтобы развернуть этот поток к отечественному потребителю.
Последние кадровые перестановки в Росрыболовстве не поддаются никакому логическому объяснению. Три заместителя Шестакова в прошлом работали в области ЖКХ. На днях Шестаков радикально изменил Северный научно-промысловый совет, теперь из него выведены почти все профессионалы.
Арнольд Хачатуров.
PS.Россельхознадзор разрешил восьми швейцарским компаниям поставлять в Россию сыры и готовую мясную продукцию.
Journal information