ЕЩЕ НЕДАВНО ЗДЕСЬ БЫЛ ПУСТЫРЬ
Впервые в XXI веке Россия создала военную базу в регионе, который традиционно считался зоной влияния иных держав. И этот факт беспокоит наших недоброжелателей больше, чем бомбардировки каких-то экстремистов в далеких пустынях. Самолеты прилетели и улетели, а вот российское присутствие — фактор, который придется теперь учитывать в геополитических комбинациях, корректировать свои планы, снижать голос на пол-тона в дипломатических баталиях с Москвой.
Изначально России был выделен каменистый пустырь рядом с аэродромом «Хмеймим» под средиземноморским мегаполисом Латакия. В полусотне километров — пункт материально-технического обеспечения Тартус, который может в будущем стремительно превратиться в базу военно-морского флота России, благо размеры гавани и глубины позволяют принимать любые корабли.
По темпам строительства база «Хмеймим» может сравниться только с приведением в порядок воинских частей Крыма в 2014 году, после исторического дрейфа полуострова в Россию. Но в Крыму были хотя бы остатки инфраструктуры. А здесь совсем недавно не было НИЧЕГО!
И вот — любуйтесь.
АСФАЛЬТ ЕЩЕ СВЕЖИЙ — ПОДОШВЫ ПРИЛИПАЮТ
Для начала площадь базы закатали в асфальт, он свежий — подошвы еще прилипают. Здесь боятся не грязи, а пылевых бурь, которые, согласно сезону, должны вот-вот начаться. Пыль мельчайшая, светло-желтая — проникает везде и доставляет массу хлопот техникам, обслуживающим сложнейшей авиационное оборудование.
Второй проблемой была вода. Оживили старую водонапорную башню, установили фильтры — теперь пить можно прямо из под-крана. Но на базу завозят в каких-то сумасшедших количествах питьевую воду в бутылках. Ее употребление не регламентировано, берешь в столовой, сколько нужно. И съесть можно, сколько хочешь.
- Для успешного выполнения задач российским военнослужащим созданы все условия, - доложил нам представитель Минобороны Игорь Климов. - В настоящее время на авиабазе «Хмеймим» развернута система инженерно-аэродромного, аэродромно-технического и других видов обеспечиения. В короткие сроки возведены десятки объектов полевой инфраструктуры. В том числе пункты заправки техники, склады материальных средств, полевые пункты питания. Личный состав размещен в специальных мебелированных модулях, оборудованных кондиционерами.
ПРОДУКТЫ С РОДИНЫ
Столовая - огромный белый шатер, в котором, по словам одного из поваров, можно спокойно покормить 3 тысячи человек. Впрочем, это говорит не о численности группировки, а о КПД.
Сразу за столовой ревет десяток полевых кухонь, уже не дровяных, а на солярке.
- Кормим тушенкой, курицей, борщами, щами, салатами, оладьями, булочками, - перечисляет повар Лидия Тычкина, помешивая в котле старой доброй КП-130. - Продукты привозят из России, все свеженькое, вкусненькое. К погоде мы привыкли, адаптацию прошли. И местные очень доброжелательно к нам относятся.
Есть и новые полевые кухни на базе «Уралов», продемонстрированные недавно в подмосковном парке «Патриот». Работает своя пекарня — до тонны в день выпекает хлеба, булочек и плюшек. Есть специальный пункт, где разливают по термосам кипяток и холодную питьевую воду. Все новенькое, только со склада. И личный состав в очереди в столовую напоминает фотоснимки с западных баз. Слишком уж непривычна на вид «тропическая» желто-телесная униформа, высокие берцы песочной расцветки, бриджи. Обед - стандартный - суп «столовского типа», греча с вареной курицей, чай. Два пакета яблочного сока и час назад испеченный хлеб. Можно подойти к раздаче второй раз, никто слова не скажет.
ВЕНИЧКОМ НЕ ЖЕЛАЕТЕ?
Бродим среди белых модулей-контейнеров, сделанных на Ковровском заводе. Жара стоит оглушительная — на солнце +35. Осторожно заглядываем в один из модулей, и, согласно пословице, голова оказывается в холоде, а ноги в тепле. Действительно, кондиционер! Столик, три кровати, окно с жалюзи. Похоже на купе поезда-экспресса. Не хватает полок и вешалок для одежды и амуниции, но это просто люди еще толком не обжились. Хотя для жизни все есть. И прачечные, и даже гладильное устройство.
Но апофеозом этой хозяйственности стала обычная баня на дровах. Ее вмонтировали прямо в кузов «Урала».
Такие вот кроксы у наших военных на базе в Латакии:
Journal information