Соединенные Штаты располагают самым большим авианосным флотом на планете. На данный момент в строю находится 10 авианосцев. В следующем году военно-морские силы США пополнятся одиннадцатым авианосцем: «Джеральд Форд», который уже спущен на воду и проходит финальные этапы сборки на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии.
Конечно же, кроме авианосцев Военно-морские силы США располагают и другими кораблями, однако зачастую эти суда входят в состав авианосной группы и обеспечивают лишь возможность свободных и безопасных действий флагману эскадры.
Под стать авианосному флоту и военно-воздушные силы. Соединенные Штаты располагают обширным парком авиации, включающим в себя самолеты всех необходимых типов, а также сеть из десятков зарубежных баз, откуда эта авиация может наносить удары.
Однако есть одна особенность, которая затрудняет действия всей этой мощнейшей военной машины. Соединенные Штаты категорически не готовы к потерям. Со времен Второй мировой войны ясно, что американцы лучше будут методично сыпать бомбы на территорию противника, не гнушаясь при этом убийствами мирных жителей, чем вступать в непосредственные боевые столкновения. Такая схема позволяет свести потери личного состава к минимуму, а расходы — к стоимости авиационного топлива и боеприпасов.
А действовать подобным образом становится все сложнее. Основу парка американских ВВС составляют самолеты предыдущих поколений. Хваленых "Рапторов" всего 176, да и те берегут пуще глаза, не подпуская к линии фронта. Рабочими лошадками остаются F-15 и F-16 семидесятых годов разработки. А вот противостоят им гораздо более современные машины.
Причем никто не пытается, если можно так выразиться, пересамолетить Соединенные Штаты. Памятуя об излюбленной тактике американцев, многие страны, у которых есть все основания опасаться налетов крылатой демократии, дают ассиметричный ответ угрозам, исходящим с североамериканского континента. И этим ответом становятся всевозможные российские системы ПВО.
За последние несколько лет кто только не заказывал у нас средства для прикрытия своей территории от атак с воздуха.
На первое место, конечно же, следует поставить Иран.
13 апреля 2015 года президент РФ подписал указ о снятии ограничений на поставки С-300 в Иран. Согласно договору 2007 года Москва обязуется передать Тегерану 5 дивизионов зенитно-ракетных комплексов на общую сумму 800 млн. долларов. Договор был приостановлен в 2010 году, однако изменившаяся ситуация позволила приступить к исполнению договора, тем более, что иранцы частично уже оплатили заказ.
Хотя Соединенные Штаты всячески препятствовали этой сделке, когда вопрос окончательно решился, Барак Обама не замедлил заявить, что в случае необходимости США смогут обойти те несколько установок, которые Россия продаст Ирану.
Важнейшим аргументом Обамы была не оценка площади, которую может прикрыть усиленная нашими комплексами иранская ПВО и сопоставление возможностей армий, а сравнение военных бюджетов США и Ирана. 600 миллиардов долларов против семнадцати. Отметим это.
Кроме Ирана приобрести новейшие системы ПВО российского производства намерены Сирия, Индия, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Турция... Китай первым заключил контракт на поставку новейшего комплекса С-400.
Многие страны уже имеют на вооружении те или иные системы ПВО российского производства, но хотели бы их модернизировать или интегрировать в уже выстроенную систему новые элементы. Так поступают, к примеру, Венесуэла и Индия. Даже Греция, несмотря на сложную экономическую ситуацию, готова купить запасные части к уже имеющимся у нее российским С-300 и "Торам".
Апофеозом всего стало заявление вице-премьера Рогозина о том, что очередь на поставку новейших ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С-1» расписана до 2019 года.
Так что там по финансам?
Вернемся к теме сравнения военных бюджетов. Действительно, Штаты тратят на свои вооруженные силы больше чем кто-либо. Но делать выводы на основании одних лишь ежегодных ассигнований не разумно. На что же тратятся такие средства?
Взглянем на основу ударной мощи американских вооруженных сил. На данный момент у них в строю находится:
63 бомбардировщика RockwellB-1 Lancer по 283,1 млн. долларов в ценах 98 г. каждый
19 бомбардировщиков NorthropB-2 Spirit по 737 млн. долларов на 97 г.
72 бомбардировщика BoeingB-52 Stratofortress по 53,4 млн. на 98 г.
289 штурмовиков Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II за 11,8 млн. штука. В ценах 94 г.
291 истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle по 100-136 млн. в ценах 2012 г.
227 истребителей McDonnellDouglasF-15 Eagleза 28-30 млн. долларов каждый. Цена на 98 г.
1032 истребителя General Dynamics F-16 Fighting Falcon стоимостью до 34 млн. долларов штука
176 истребителей пятого поколения Lockheed/BoeingF-22 Raptor за 146,2 млн. каждый
27 истребителей пятого поколения LockheedMartinF-35 LightningII по 91 млн. за штуку
Игрушки у американцев явно недешевые, к тому же раскиданы по всему свету и подчинены разным ведомствам. В то же время пять дивизионов, закупленных Ираном за 800 млн. долларов — это около 600–700 ЗУР на боевом дежурстве, которых по самым скромным подсчетам хватит для гарантированного поражения 200–300 целей, а это миллиарды долларов. Причем, в отличие от сбитых самолетов, у иранских систем ПВО есть шанс перезарядиться.
Также надо учитывать, что вместе с самолетами теряются и пилоты. И тут дело не столько в гигантской стоимости подготовки военных летчиков, сколько в безвозвратных потерях элитных американских военнослужащих. Подобные потери для Соединенных Штатов неприемлемы.
При этом покупка на те же 800 млн. долларов самолетов сопоставимого с комплексами ПВО года разработки привела бы к появлению в армии Ирана всего двух десятков Су-30 МКИ, что явно недостаточно для гарантированного отказа США от прямой агрессии.
Похожая ситуация и на других направлениях. Приобретая относительно дешевые российские системы ПВО, наши друзья ставят Штаты перед выбором: терять дорогую технику в попытках вести боевые действия по накатанному сценарию либо придумывать что-то новое. Первый вариант слишком дорог, а второй требует пересмотра отшлифованных схем, к чему американцы, судя по всему, не готовы.
Недавно Джеб Буш подверг жесткой критике сложившуюся систему вооруженных сил своей страны.
По мнению вероятного кандидата в президенты Соединенных Штатов, организационная структура армии остановилась в развитии на целых 20 лет и уже не отвечает вызовам 21-го столетия. Причем, судя по ряду долгосрочных проектов, тенденция может сохраниться. Достаточно вспомнить завершающееся строительство нового авианосца «Джеральд Форд» или программу продления срока службы американских бомбардировщиков BoeingB-52 Stratofortress, воевавших еще во Вьетнаме.
После ряда модернизаций Стратокрепости планируется оставить в строю как минимум до 2040 года, а, возможно, и дольше.
Неядерное сдерживание
Конечно, речи о подавляющем военном превосходстве над Соединенными Штатами не идет. Америка располагает мощнейшей на планете армией, обширными ядерными арсеналами и развитой инфраструктурой для поддержки своих сил в любой точке планеты.
Однако появление у потенциальных жертв систем ПВО российского производства поднимает цену агрессии выше психологически приемлемого уровня. Если за 9,999 Штаты еще согласны впутываться в очередной вооруженный конфликт, то за 11,285 уже не очень.
Своими зенитными системами, которые Россия сегодня продает всем нуждающимся, мы вынуждаем США впустую тратить многие и многие миллиарды долларов на поддержание в рабочем состоянии огромной армии, использовать которую для американцев уже дороговато. А радикально изменить сложившуюся ситуацию, поступившись собственными принципами и амбициями, у американских лидеров не хватает политической воли.
При этом сама Россия надежней других защищена от военной агрессии со стороны Соединенных Штатов и сохраняет за собой возможность нанесения ответного удара. Это ли не ассиметричный ответ, обещанный в Мюнхене?
Journal information