etoonda (etoonda) wrote,
etoonda
etoonda

Или Спасти кровавого гетмана.



Когда после военных побед дипломаты заключают соглашения, подобные капитуляции, закономерно возникают некоторое вопросы и трудно скрываемое недоумение. На минских переговорах 11-12 февраля было, по сути, две стороны: восточная и западная. Как бы Россия ни старалась представить себя не стороной конфликта, все же основная ответственность на продвижение и защиту интересов самопровозглашенных республик Донбасса лежала именно на ней. Причем позиции восточной стороны были очень сильными: народные республики доказали свою жизнеспособность, их Вооруженные силы шли в наступление, и имелось множество доказательств о преступных действиях противоположной стороны. И было понятно, что старые (сентябрьские) минские соглашения были ошибкой: их условия не только не были реализованы, но и не помогли остановить войну. Кроме того, они обеспечили долгие месяцы страшных обстрелов донбасских городов. Попытка заключить новые соглашения, принять качественно новый комплекс мер по остановке войны была вполне понятной и оправданной, а восточная сторона шла на переговоры с сильными козырями в руках.

В результате был подписан документ, почти по пунктам совпадающий со старым минским и лишь конкретизирующий его условия. Минские соглашения все ругали, и действительно: они не дали России и народным республикам ничего. Но теперь Москва заявляет об одобрении «Комплекса мер по выполнению минских соглашений», как будто прошедшие месяцы доказали их пользу. Имея максимально хорошие позиции по переговорам, мы ничего не получили. «Комплекс мер по выполнению минских соглашений» является довольно близким к изначальному тексту Протокола от 5 сентября 2014 года, но конкретизирующим его в пользу Украины.

По подписанному соглашению, предполагается полное уничтожение народных республик и их Вооруженных сил к концу 2015 года. Документ настаивает на вступлении в действие осеннего закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который предполагает ликвидацию всех органов Донецкой и Луганской народных республик. О законе в свое время писали, что он похож на издевку, однако теперь она поддержана и Россией, и ведущими странами Запада. По десятому пункту «Комплекса мер» должно быть проведено разоружение Вооруженных сил Новороссии («всех незаконных групп» - а они незаконные, так как законность самопровозглашенных республик нигде не признается). Государственная граница (по девятому пункту) должна к концу года быть передана под полный контроль Украины - правда, с оговорками, что предварительно на территории «отдельных районов» должны быть проведены местные выборы по украинским законам (в рамках неопределенной степени децентрализации власти, ради которой потребуется конституционная реформа). Помилование и амнистия предполагаются только для лиц, обвинения которых связано с событиями «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», но не коснется всех политзаключенных Украины (а их за последний год оказалось, по некоторым подсчетам, даже не сотни, а тысячи). В шестом пункте содержится фактический запрет на прямые поставки Россией гуманитарной помощи, теперь она должна будет задействовать международные механизмы (конечно, с киевским участием и контролем). Вообще не поднят вопрос о легализации статуса русского языка, причем не только во всей Украине, но даже в «отдельных районах» - прописано лишь «право на языковое самоопределение», под которым может пониматься абсолютно все что угодно (то есть - что угодно Киеву).

По-прежнему документ подписан, помимо представителя ОБСЕ, лишь одним официальным лицом - послом России Михаилом Зурабовым. Остальные подписи поставлены от лица просто трех граждан Украины. Ни Александр Захарченко, ни Игорь Плотницкий не обозначены как представители ДНР и ЛНР, ни Леонид Кучма как представитель официального Киева, а лишь как частное лицо, когда-то бывшее президентом. То есть, с точки зрения международного права, документ не стоит ничего, однако нет никаких сомнений, что именно от России, как представленной в нем вполне официально, будут требовать его выполнения.

Вдобавок в обнародованной Декларации глав государств нормандской четверки говорится о полном уважении суверенитета и территориальной целостности Украины с их стороны. То есть Россия фактически согласилась с суверенитетом Украины над Крымом, так как по Конституции Украины он является ее полноправной частью. Признавать территориальную целостность «за исключением» тех или иных территорий невозможно - либо вы согласны с зафиксированными в законодательстве государства и международных договорах его территориальными пределами, либо нет. Здесь разве что можно отметить, что Декларация была неподписной, а потому юридической силы не имеет.

Что в итоге получил Киев? Во-первых, он получил военную передышку, а значит спасение своей армии от надвигающегося разгрома, причем уже не в первый раз. Во-вторых, он получил закрепленный на международном уровне отказ от обсуждения вопроса о предоставлении Донбассу автономного статуса. Также он получил заверение в ликвидации народных республик и возвращении границы с Россией под контроль украинских погранвойск после выполнения определенных условий по реформе местного самоуправления. Таким образом, он получил одобренный международным сообществом (включая Россию) план ликвидации ДНР с ЛНР и восстановления полноценной власти Киева на всей старой территории Донецкой и Луганской областей, что потенциально спасает украинскую армию и украинскую унитарную государственность. Сюда добавилось прозвучавшее сразу после подписания Минска-2 заявление МВФ об одобрении кредита Киеву в 17,5 млрд долларов, что может спасти Украину и от финансового краха или по крайней мере значительно его оттянуть. Одновременно США принимают решение о дорогостоящих мерах по военной помощи Украине: и вооружением, и организацией подготовки воинов. Причем выполнение условий по государственным обязательствам Украины в отношении жителей Донбасса на деле отложено до осени.

Фактически налицо план полной сдачи Донбасса к концу 2015 года, причем одобренный Россией. Киев смог отстоять все основные переговорные позиции и не допустить пересмотра выгодных для него минских соглашений. Военное поражение Киева и успех Вооруженных сил Новороссии удалось свести на нет: для народных республик сохраняется старая линия разграничения сил.

Олег Неменский, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук, сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo etoonda январь 3, 2018 09:01 5
Buy for 100 tokens
Как Россия договорится с Западом, что случится с налогами и «кубышками», почему закрыли Европейский университет и режиссёра Серебренникова, кому и когда Путин передаст страну в этом интервью. Прогнозы на 2018 год и итоги 2017-го. Сатирик Михаил Жванецкий просто ждёт, когда «снизу постучат».…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments