1. Экономическая и социальная ситуация тяжелая и, вероятно, в следующем году еще ухудшится.
2. Однако вовсе нет ощущения, что Украина, как о том вещают российские СМИ, рухнет под тяжестью кризиса.
3. Оборотной стороной активного российского вмешательства в украинские дела стало невиданное доселе сплочение украинского общества. Более того, это вмешательство дало мощный и, видимо, решающий, стимул к формированию украинской политической нации.
4. Война в Донбассе и отталкивание от России становятся краеугольным камнем бытовой и политической социализации украинского общества. Дети играют в войну между украинцами и русскими, как советские дети свое время играли в войну с немцами.
5. В украинских СМИ изрядно пропаганды. Они заметно менее профессиональны, чем российские. Однако значительно свободнее и плюралистичнее российских. Просто небо и земля.
6. Украинская власть не может (не хочет? боится?) наладить коммуникацию с обществом. Люди не понимают, что, зачем и почему делается властью.
7. Это порождает в обществе самые дикие мифы. Вот два таких мифа, зеркальных российским мифам: а) официальный Киев сдает Донбасс России (сравните: Кремль "сливает Новороссию"); б) Россия "вот-вот рухнет под тяжестью собственных ошибок и преступлений".
8. На Украине есть демократическая политика. Ее качество не столь уж высоко, но в России политика как конкуренция идеологий, партий и лидеров отсутствует напрочь.
Валерий Соловей
Journal information